Новости и публикации

Все объекты компании

Святой квадрат

17 Октября 2011

Застройщики все чаще в своих проектах предусматривают строительство часовен, церквей. Как признают участники рынка, с бизнесом это практически не связано — наличие или отсутствие мест духовного окормления на продажи никак не влияет.

Как говорят участники рынка, проектов, которые предусматривали бы наличие максимально полной, исчерпывающей «домашней» инфраструктуры, включающей часовню или церковь, на рынке не так много. Дело в том, что строительство большинства объектов в черте Петербурга носит характер уплотнительной застройки и достаточной площади для строительства богоугодного заведения уже не остается. «Такие нововведения, как строительство церквей в жилых домах, приемлемы для территорий комплексного развития, где строитель должен планировать не только жилые дома, но и объекты материальной и духовной культуры», — уверен Марк Лернер, генеральный директор компании «Петрополь». С ним согласен Олег Еремин, первый-вице-президент ГК «Балтрос»: «В проекте строительства нового жилого района „Славянка“ у нас предусмотрены 2 га под строительство храма. Сейчас мы ведем переговоры с епархией», — говорит он.

Храм «шаговой доступности»

Причин возведения храмов «шаговой доступности», по мнению других участников рынка, несколько. «При выборе квартиры многие клиенты в первую очередь обращают внимание на наличие рядом с домом магазинов, детских садов, школ. Поскольку эти объекты нужны повседневно. А ни для кого не секрет, что церковь наши граждане посещают исключительно по большим церковным праздникам, так что на продажи это не влияет. А решение построить церковь в жилом комплексе — скорее проявление религиозных убеждений самого застройщика», — думает Марк Лернер. Эту позицию разделяет Лев Гниденко, генеральный директор ЗАО «Ойкумена»: «Существует ряд причин, которыми руководствуются застройщики, принимая решение о строительстве культовых строений при жилых комплексах. Для кого-то это продуманное конкурентное преимущество, возможно, ориентированное на определенную целевую аудиторию, кем-то движут религиозные убеждения». Более того, «наличие или отсутствие религиозного объекта в том или ином жилой комплексе не оказывает какого-либо заметного влияния на уровень спроса, для покупателей этот фактор не является решающим или приоритетным», — комментируют в АН «Итака». Как объясняет Павел Белоусов, генеральный директор строительной компаний «СЭР», который в составе жилого комплекса «Зенит» построил часовню в честь святителя Мирона, епископа Критского, желание построить часовню было вызвано духовной необходимостью. «Идея построить часовню родилась в самом начале проекта. Не сказал бы, что это какой-то маркетинговый ход, который помог нам в продаже жилья в жилом комплексе. Скорее это духовная необходимость. В Приморском районе сейчас явный недостаток православных храмов», — говорит он.

Слабые духом

Подавляющее большинство застройщиков не считают возведение духовных заведений целесообразным. «В практике нашего строительства таких проектов нет и не планируется. Учитывая то, что Россия — многонациональная страна, необходимо достаточно аккуратно подходить к строительству культовых объектов в зоне жилой застройки», — заметил Лев Гниденко. По мнению специалистов АН «Итака», в Ленинградской области такие объекты будут более уместны. «Часто бывает, что на несколько небольших населенных пунктов построены одна-две церкви, а путь до них неблизкий. Так, инфраструктура нового жилого района „Ванино“, возведение которого начинается в Ломоносовском районе Ленинградской области, помимо таких традиционных объектов, как магазины, спортивные и развлекательные центры, банк, будет включать православную церковь». Однако при наличии рядом с коттеджными поселками знаковых храмов «местечковые» теряют привлекательность. «Мы в „Золотых ключах“ строить церковь не думаем — рядом в Тайцах находится церковь святителя Алексия. Несколько наших покупателей спрашивали про эту церковь — действует ли она, сохранились ли иконы и пр. То есть можно предположить, что для тех, кто собирается постоянно жить в пригороде, важно, чтобы были и объекты нематериальной культуры», — рассказывает Андрей Назаров, генеральный директор компании «СТАРТ Девелопмент».

По велению сердца

Духовные объекты возводятся, по признанию Вячеслава Заренкова, председателя совета директоров ГК «Эталон», если они — зов души: «Компания ЛенСпецСМУ имеет опыт возведения подобных объектов. Так, в 2000 году была построена часовня в Иоанновском женском монастыре на Карповке, в 2002 году принимали участие в строительстве храма Святого Великомученика Георгия Победоносца на углу проспекта Славы и улицы Бухарестской. Но это не было какими-то PR-акциями. Это была скорее благотворительность, а не расчетливый маркетинг. Одной из приоритетных задач социальной политики нашего холдинга является поддержка церкви и религиозной культуры в Санкт-Петербурге». Для еще одной компании-застройщика, имеющего также три подобных реализованных проекта, придомовые церкви — это социальная ответственность. «За 19 лет работы мы построили три православных церкви: храм Святой Татьяны на Коломяжском проспекте (2010 год), часовня „Неопалимая Купина“ на Лесном проспекте (2003 год), храм-приют Благовещения Пресвятой Богородицы на углу Пискаревского проспекта и Бестужевской улицы (2001 год). Каждый раз это была частная инициатива нашей компании. „Строительный трест“ таким образом оказывает помощь верующим жителям новых районов, особенно пожилым, которым бывает трудно выезжать в центр города к большим храмам. Мы не относим церкви к объектам инфраструктуры и не используем их в рекламных целях», — рассказывает Беслан Берсиров, заместитель генерального директора компании «Строительный трест». Однако, по словам застройщика, в планы на ближайшее время новые духовные объекты пока не вписываются.

Застройщики все чаще в своих проектах предусматривают строительство часовен, церквей. Как признают участники рынка, с бизнесом это практически не связано — наличие или отсутствие мест духовного окормления на продажи никак не влияет.

Николай Волков, «Строительный Еженедельник», 17.10.2011


Источник — Николай Волков, "Строительный Еженедельник", 17.10.2011

Сведения носят информационный характер и не являются офертой. За актуальной информацией, в том числе по ценам на квартиры, площадям квартир необходимо обратиться по телефону +7 (812) 321-08-08