Новости и публикации

Все объекты компании

ЖК «Клёны» ЖК «Клёны»
Красносельский район
Сдача объекта — III квартал 2019
ЖК «Трилогия» ЖК «Трилогия»
Кировский район
Дом сдан
ЖК «Времена Года» ЖК «Времена Года»
Адмиралтейский район
Дом сдан
Полис на Комендантском Полис на Комендантском
Приморский район
Сдача объекта — IV квартал 2020

Скользкий путь реконцепций

18 Марта 2015

В кризис проекты часто корректируются в сторону удешевления, но потом за это приходится расплачиваться репутацией.

 

В кризис проекты часто корректируются в сторону удешевления, но потом за это приходится расплачиваться репутацией.

 

Оперативная корректировка планов с учетом кризисных явлений — особенность стратегий многих российских компаний. Особенно наглядно ее продемонстрировали строители в 2008 году, когда в целях сокращения затрат многие проекты менялись таким образом, что на выходе уже не соответствовали первоначальной концепции. Негативнее всего это сказывалось на сопутствующей инфраструктуре — неожиданно оказывалось, что на реальное число жителей она не рассчитана.

 

"Определенно тогда появился тренд сокращения количества площадей квартир, увеличения доли квартир–студий и однокомнатных квартир в общей квартирографии жилых комплексов, — вспоминает Арсений Васильев, генеральный директор ГК "УНИСТО Петросталь". — По отдельным проектам эта доля доходит сегодня до 90–95%. Именно 2008–2009 годы стали периодом начала массовой застройки приграничных территорий Ленобласти".

 

Новый виток

На этот раз, по прогнозам, в связи с ухудшением экономического положения и ожидаемым падением спроса на жилье на первичном рынке ситуация может повториться, хотя пути экономии могут быть выбраны и другие. "С точки зрения квартирографии нынешние проекты не будут претерпевать больших изменений, — считает Марк Лернер, генеральный директор компании "Петрополь". — Изменения в квартирографии, которые были сделаны в 2008 году, соответствуют нынешним реалиям: квартиры стали компактнее, а планировочные решения — рациональнее. Основная масса застройщиков продолжает применять их и сейчас".

 

По мнению Марка Лернера, в настоящее время можно ожидать скорее экономии на материалах, которые растут в цене из–за импортной составляющей. "Это губительная практика, — признает он. — Поскольку заявленный класс дома, материалов, само качество строительства — это та константа, которую любой уважающий себя застройщик должен выдерживать вне зависимости от того, что происходит на рынке. Доверие к таким застройщикам будет очень быстро подорвано, а доверие — это ключевой фактор, позволяющий реализовывать квартиры в условиях кризиса. Это путь к уходу с рынка, и дай бог, чтобы не через банкротство".

 

Сохранить замысел

Некоторые компании Петербурга, правда, заявляют, что не меняли свои проекты с целью удешевления в прошлый кризис и не намерены делать это сейчас. Правда, это в большей степени относится к зарубежным игрокам, причем не только к европейским. К примеру, в Китае, рынок недвижимости которого за последние годы пережил настоящий бум, корректировать проекты в ходе реализации тоже не принято — от выбранной стратегии строители, как правило, не отклоняются. "Позиция, когда компания стремится сэкономить на строительстве, выгодна для коммерческой организации, но невыгодна для покупателя, — считает У Хэминь, генеральный директор ЗАО "Балтийская жемчужина". — В этом году исполняется 10 лет, как мы пришли на рынок Петербурга, и за все эти годы мы не допускали снижения качества ни в одном из наших проектов. Мы смотрим на перспективу, и хотя такие решения не всегда коммерчески выгоднее, чем следование рыночным колебаниям, но они позволяют строить будущее с расчетом на много лет вперед".

 

Думать о будущем

Эксперты отмечают, что подобный подход негативно сказывается на маржинальности проектов, однако, если они долгосрочные, это имеет смысл, так как "ужимания" могут иметь и другие негативные последствия: к моменту продаж кризис закончится, и перенаселенный "муравейник" может оказаться не востребован. Особенно с учетом того, что спрос может восстановиться не сразу. "Важно понимать, что цикл девелоперского проекта от концепции, проектирования, согласования до сдачи дома занимает не менее 4–5 лет и если мы сегодня что–то уменьшаем, сокращаем, то через 2–4 года, когда проект будет продаваться, это может потерять актуальность, — говорит Роман Розенталь, генеральный директор Mirland Development. — Поэтому важен взвешенный продуманный подход".

 

По словам У Хэминя, стандарты "Балтийской жемчужины" изначально разрабатывались с опережением, то есть исходя из тех потребностей, которые, по прогнозам, будут у потребителя к моменту сдачи проекта. Однако отклоняться от этой линии компания не намерена. "В основу всей концепции легла наша глубокая убежденность, что с каждым годом Россия будет развиваться, граждане России будут жить лучше, а их потребности будут неуклонно расти, как это происходит в любой развитой стране, — говорит он. — За 10 лет мы пережили вместе с Россией несколько сложных с экономической точки зрения периодов. Однако подобные испытания являются временными трудностями, которые испытывают нас и дают нам шанс стать лучше и сильнее".

Источник — DP.ru, Маргарита Арановская

Сведения носят информационный характер и не являются офертой. За актуальной информацией, в том числе по ценам на квартиры, площадям квартир необходимо обратиться по телефону +7 (812) 321-08-08