Новости и публикации
Все объекты компании
Дом сдан
Построить «запасной аэродром»
27 Июня 2011В строительном бизнесе есть немало примеров, когда компании в рамках диверсификации своей деятельности приходили в совершенно другие области. Многим такой путь позволял успешнее переживать кризисные ситуации в отрасли и создавать себе «запасной аэродром».
Долго «сидеть» на одном и том же бизнесе достаточно большому количеству собственников быстро надоедает, и узкоспециализированных компаний на строительном рынке в итоге становится все меньше и меньше. Хотя компании узкого профиля считаются более профессиональными, расширение сферы деятельности часто позволяет достигать неплохого экономического эффекта. Вот почему, по оценкам экспертов, около 95% участников рынка — это комплексные организации.
Эксперты выделяют несколько видов диверсификации. Более распространены органические пути: от собственно строительства к оказанию сопутствующих услуг, например риэлторских, производству или поставке собственных строительных материалов и комплектующих разной степени сложности (речь идет о вертикальной цепочке изготовления)
Разнонаправленное движение
Однако есть примеры, когда строители уходят в совершенно другую сферу. Например, Дмитрий Кунис, президент компании СТЭП, развивает сельскохозяйственный проект — агрохолдинг «Пулковский». Немало случаев, когда строители выходили в финансовую область: например, создавали аффилированный банк, аккумулирующий средства и осуществляющий как проектное финансирование или ипотечное кредитование, так и развивающийся далее как финансовой и инвестиционный институт. Посредством подобного развития строители развиваются в широко диверсифицированные холдинги и
На сырьевой базе
Довольно часто можно наблюдать и формирование строительного бизнеса на базе прочих активов, например из добывающей отрасли или металлургии в строительство, что может быть обусловлено желанием сформировать внутри холдинга маржу, как у строительных компаний. Собственники промышленных зданий нередко переоборудуют их под другие цели, выходя таким образом на рынок аренды недвижимости. Примеров такого перепрофилирования также много: «Невская мануфактура», предприятия «Север» и «Метрополь», «Первомайская заря»
Есть в девелопменте и выходцы из бизнесов, можно сказать, противоположного профиля: к примеру, Владимир Кехман, основатель фруктовой компании группы JFC, занимается коммерческой недвижимостью. Правда, далеко не все подобные примеры эксперты расценивают положительно, говоря, что именно такие выходы плодят множество неуспешных проектов, и что каждый должен заниматься своим делом. Особенно много примеров, по их словам, в области коттеджного строительства.
«Когда люди из других бизнесов приходят в девелопмент, рассчитывая на легкую прибыль, их ждет разочарование — рынок сложный и специфический, как и многие другие, — говорит Марк Лернер, генеральный директор компании „Петрополь“. — Непонятно, откуда взялось расхожее мнение, что при наличии излишка денег можно реализовать девелоперский „проектик“, купив землю,
Главное — подготовка
В любом случае, по оценкам аналитиков, диверсификация имеет шансы стать более удачной, если это тщательно подготовленный проект, а не вынужденная мера, вызванная тем, что основной бизнес не приносит желаемых доходов. В частности, многие строительные компании и девелоперы решили освоить «запасные аэродромы» в кризис, и подобные метания не всегда шли на пользу бизнесу. «Пути экстренной диверсификации бизнеса были разнообразны — от строительства к аренде, от аренды к гостиничному бизнесу, от торговых и офисных площадей к многофункциональным ТРК, — продолжает Александр Игнатюк. — Нельзя сказать, чтобы всегда подобные решения были верными, тем не менее часто они позволяли сохранять минимальную деловую активность. С другой стороны, многие строители, полностью заморозившие свою деятельность в момент наиболее острой фазы кризиса, в текущее время сумели значительно обогнать такие проекты по прибыльности».
Что касается компаний, которые, наоборот, наиболее редко «уходят в сторону», то это, например, специализированные предприятия, которые занимаются сносом зданий. Этот бизнес требует наличия дорогостоящей техники, больших оборотов, и его участники крепко держатся за свою нишу. Также редки случаи диверсификации в промышленности стройматериалов. Есть тенденция, при которой такие компании расширяют ассортимент, производя, к примеру, бетон и растворы, но ни одна успешная компания не производит одновременно и сухие смеси, и растворы.
Источник — Маргарита Арановская, Строительный Еженедельник, 27.06.2011