Новости и публикации

Все объекты компании

Полеты бизнес-классом

15 Октября 2007

Сегодня российские риелторы и застройщики используют различные типы классификации жилья, почти ничем не напоминающие западные аналоги.

К примеру, в Европе и США нет и никогда не было понятий «элитное жилье» или «жилье бизнес-класса» в российской трактовке этих категорий.

Да, собственно говоря, и трактовки никакой нет, а есть лишь множество классификаций, придуманных разными застройщиками, исходящими из собственных представлений о категориях жилья. Путаница в классификациях приводит к появлению в петербургских СМИ рекламы таких диковинных фантомов, как жилые комплексы класса рациональный комфорт (нерациональный комфорт — это элита?) или, гвоздь сезона, — жилье класса элит-комфорт (наверное, уже не комфорт, но еще не элита). Для полноты картины осталось только придумать эконом-комфорт и элиту — де люкс.

Как вы лодку назовете

Выбор категории строящегося объекта проводится на основе анализа спроса. Определяется, по какой максимально возможной цене рынок может «съесть» тот или иной дом с конкретным местоположением. Ситуация осложняется тем, что при нынешних темпах удорожания жилой недвижимости ценовые границы между разными категориями жилья становятся все более размытыми. И схожие по характеристикам дома «кочуют» из одной категории в другую без изменения своих качественных характеристик.

В настоящее время разница между жильем комфорт-класса и жильем бизнес-класса зачастую определяется только месторасположением дома. Дом бизнес-класса, построенный, к примеру, где-нибудь в Московском районе, нередко сопоставим по большинству параметров с жильем комфорт-класса в исторических районах города. В обозримом будущем эта тенденция будет усиливаться, и четкое разделение между «престижными» и «непрестижными» районами станет определяющим при выборе девелопером категории строящегося жилья.

Первые образчики бизнес-класса появились в Петербурге в 1990-х годах, когда начали возводить монолитно-кирпичные дома; образовался некий промежуточный класс между типовым панельным жильем и элитными квартирами в центре. Понятие «комфорт-класс» возникло потом, когда само слово «бизнес» стало казаться многим застройщикам несколько «замыленным». Можно предположить, что «оккупация» русского языка множеством терминов, начинающихся на «бизнес» (бизнес-центр, бизнес-ланч, бизнес-тур, бизнес-леди и т. д.) несколько нивелировала престижность жилья бизнес-класса, после чего мода на эту категорию сошла на нет. Но сегодня наблюдается обратная картина: в немилость впало слово «комфорт». Реклама комфортной одежды, комфортных автомобилей, комфортной мебели, комфортных кресел стоматолога, наконец, уже настолько навязла в зубах, что маркетологи стали наперебой советовать застройщикам отказаться от использования слова «комфорт» в рекламе. Нужно было придумать что-нибудь новое, и поговорка «новое — это хорошо забытое старое» пришлась как нельзя кстати. Так из пыльного шкафа рекламистов от недвижимости был вынут старый добрый «бизнес-класс», с которого стряхнули пыль, затем пригладили маркетинговым утюжком, и он снова стал сверкать как новенький.

Проверка на деловитость

Одни девелоперы рекламируют дома бизнес-класса, не особо задумываясь, что они подразумевают под этой категорией. Другие пытаются обозначить хотя бы примерные ориентиры, чтобы не вводить в заблуждение покупателей. Третьи подводят под терминологию теоретическую базу. Наиболее концептуально подошла к реанимации термина «дом бизнес-класса» девелоперская компания Setl City, которая начала оказывать услуги по резервированию квартир в строящемся жилом комплексе «Континенталь» в Московском районе. При реализации этого проекта компании удалось сформировать и воплотить четкий формат жилья бизнес-класса, разработанный и принятый в рамках классификации Setl City. В его основе лежит принцип «качества реализации во всем». Формат содержит особый набор характеристик, в числе которых качественные пространственные решения, тщательное, детальное, скрупулезное исполнение работ на всех этапах строительства, большие площади остекления, качественные фасадные материалы и технологии. В числе других характеристик формата: наличие просторных нежилых помещений, закрытой территории двора и системы безопасности, благоустроенных зон отдыха, а также инженерных систем, включающих в себя широкий спектр современных коммуникационных и технологических продуктов; качественная отделка мест общего пользования, и наконец — профессиональная эксплуатация здания. «Континенталь» — уже второй дом бизнес-класса, который Setl City возводит в Московском районе. Первый объект, построенный в новом формате и под новым девелоперским брендом, — «Огни Москвы» на Варшавской улице.

Принципиально иной подход к позиционированию формата «бизнес-класс» демонстрирует строительная компания ЛЭК. Если Setl City на первое место ставит качественные характеристики формата, не выделяя местоположение и адресацию фокус-группе покупателей, то ЛЭК идет другим путем: судя по содержанию рекламной кампании жилого комплекса «Империал», строящегося на Московском проспекте, жилье под брендом «100% бизнес-класс» потому так и называется, что предназначено не какой-то там обленившейся богеме, а исключительно бизнесменам, так как является «идеальным местом для жизни делового человека». Почему именно делового? Рекламисты компании не оставляют этот вопрос без ответа: «прежде всего, потому, что это удобно. Всего 15 минут — и вы в офисе в центре. Срочная деловая встреча с партнерами — те же 15 минут, и вы в аэропорту…», и это далеко не все аргументы, доказывающие что «дом бизнес-класса» и «представитель бизнес-класса» — понятия неразделимые. В числе других проектов компании ЛЭК, позиционируемых как жилье бизнес-класса, — 14-этажный дом на бульваре Новаторов, 17-этажный дом на проспекте Ветеранов, 12-этажные дома на проспекте Пархоменко и на Малой Охте.

Еще один пример нового проекта, который активно продвигается как дом бизнес-класса, — кирпично-монолитный жилой комплекс «Реалист», строящийся на Большом Сампсониевском проспекте, квартиры в котором продает компания «Невский альянс». Если судить по характеристикам, этот объект без зазрения совести можно было бы назвать типичным комфорт-классом. Однако рядом ведется строительство нового бизнес-центра, который, видимо, и стал одним из основных аргументов в пользу причисления «Реалиста» к бизнес-классу.

Новый жилой комплекс «Финансист», который возводит на Васильевском острове компания «Петрополь», опровергает тезис о том, что в декорациях исторического Петербурга сегодня строится либо комфорт-класс, либо элита и-де люкс. Проект представлен в рекламе как «дом бизнес-класса, созданный по индивидуальному проекту». Классовая принадлежность обосновывается не только историческим местоположением и высоким качеством, но и близостью к зданию Товарно-фондовой биржи — «центру деловой жизни Санкт-Петербурга». Впрочем, по всей видимости, маркетологи компании не делают большой разницы между классами домов в высоком ценовом сегменте: на сайте компании «Финансист» одновременно представлен и как проект бизнес-класса, и как элитный жилой комплекс.

Итак, чтобы совсем не разувериться в распадающемся на глазах формате, самое время подвести итоги. С одной стороны, покупателям нового жилья в ценовом сегменте между экономклассом и элитой нет никакого дела до потуг маркетологов и рекламистов, пытающихся навязать рынку ту или иную узкую классификацию своего товара на фоне растущей конкуренции. Большин-ство покупателей делает выбор, ориентируясь на местоположение дома, характеристики квартир, авторитет девелопера и свои финансовые возможности. В конце концов, даже если продавцу квартир в типовых блочных домах взбредет в голову назвать свои объекты жильем бизнес-класса, это вряд ли привлечет новых дольщиков. А девелопер с проектом клубного дома в престижном районе и под пыткой не «унизит» свое сокровище до статуса бизнес-класса. Но с другой стороны, не будем сбрасывать со счетов магию слов.

И если хотя бы один из потенциальных покупателей при виде рекламы жилого комплекса бизнес-класса мечтательно прикроет глаза и вспомнит недавний полет на Карибы: удобное раскладывающееся кресло, шикарный завтрак на борту и чарующую улыбку стюардессы… Кто знает, не заставит ли это его повнимательней присмотреться к дому?


Источник — Павел Черняков, Городское обозрение недвижимости (Санкт-Петербург) №10, 15.10.2007

Сведения носят информационный характер и не являются офертой. За актуальной информацией, в том числе по ценам на квартиры, площадям квартир необходимо обратиться по телефону +7 (812) 321-08-08