Новости и публикации
Все объекты компании
Дом сдан
Испытание спросом
15 Февраля 2010Ситуация на первичном рынке жилой недвижимости характеризовалась в 2009 году существенным снижением спроса и цен. Эксперты подчеркивают: достигнут рекордно низкий за последние семь лет уровень продаж, непривычным для динамично развивавшегося рынка оказались спад девелоперской активности и заморозка множества проектов. Впрочем, по сравнению с четвертым кварталом 2008 года, на который пришелся первый удар кризиса (продажи тогда резко снизились, примерно на 70% к летнему уровню), состояние сжавшегося рынка оставалось относительно стабильным. Несмотря на периодические проблески показного оптимизма у участников рынка, наиболее распространенные характеристики сводились к определению «стагнация».
Однако по сравнению с настроениями годичной давности сейчас преобладают скорее умеренно оптимистичные и достаточно взвешенные оценки. В значительной степени благодаря тому, что в прошлом году подтвердились далеко не все прогнозы из арсенала «страшилок».
Качественный расклад
«Кризис начинает расставлять все по своим местам, — убежден директор по профессиональной деятельности компании Knight Frank St. Petersburg Николай Пашков. — В проектах, где был действительно профессиональный подход к девелопменту, строительству, реализации объектов, продолжались продажи. Пострадали прежде всего небольшие компании, строившие неактивно (условно говоря, был в работе один дом, да и тот заморожен). В условиях кризиса даже ценовой дисконт не очень привлекает: люди понимают, что если дом не строится, а квартиры в нем начинают продавать дешевле, чем у других компаний, то это напоминает агонию и сюда рискованно вкладываться».
Позитивной и отчасти неожиданной для экспертов особенностью петербургского рынка стала его относительная устойчивость, отсутствие масштабных, резонансных крушений строительных компаний. «Московские девелоперы были более закредитованы, вели более агрессивную политику, а петербургский бизнес консервативнее и лишь единичные компании попали в безвыходную ситуацию, а остальные затянули пояса и продолжают работать», — поясняет Пашков.
Впрочем, как правило, в наиболее благоприятном положении оказывались крупные компании с известными брендами и значительным опытом работы на рынке. Руководитель направления элитной жилой и коммерческой недвижимости Группы ЛСР, управляющий строительной корпорации «Возрождение
Важнейший итог 2009 года, отмечаемый девелоперами, консультантами и брокерами, — расслоение рынка с точки зрения качества продукта, предлагаемого застройщиком, а также его надежности и профессионализма. На взгляд генерального директора компании Setl City Василия Селиванова, в ближайшие несколько лет рынок будет существовать фактически в двух измерениях. «Для качественного предложения дно будет одним, а для некачественного может быть каким угодно! — считает Селиванов. — Будет рынок нормального ликвидного предложения, который стабилизируется и станет развиваться, понятно, с меньшими объемами реализации. Но этот рынок будет отягощаться и затуманиваться балластом некачественного предложения — множеством теперь никому не нужных объектов, строящихся или пока замороженных. Этот груз в общем объеме предложения будет оттягивать часть спроса, мешая работать по чисто рыночным правилам. Поэтому, хотя реально ликвидного предложения становится меньше, я не ожидаю серьезного роста цен. Скорее будет происходить утряска, стабилизация уровня более или менее крепкого дна, по которому можно просто спокойнее ступать».
Девелоперы, в принципе, не склонны преувеличивать последствия наметившегося оживления спроса и, соответственно, не ожидают в скором времени перелома тенденций 2009 года. «Не осуществились в прошлом году, к счастью, самые апокалипсические сценарии, например падение цен на недвижимость в
Дефицит продаж
В 2009 году спрос на жилье упал в среднем в два раза к уровню 2008−го. Аналитики Knight Frank St. Petersburg оценивают объем продаж в 940 тыс. кв. м (в 2008 году — 1,89 млн кв. м). По данным консалтингового центра «Петербургской Недвижимости» (ПН), за 2009 год продано 1,47 млн кв. м жилья (в 2008−м — 2,5 млн кв. м). Специалисты АРИН говорят о спросе в 1,56 млн кв. м (в 2008 году — 2,1 млн кв. м).
Потребительские приоритеты выглядят весьма отчетливо. Доля жилья
Снижение цен продолжалось в течение 2009 года во всех сегментах жилой недвижимости. Специалисты ПН констатируют падение средних цен на жилье
Нижняя точка падения рынка зафиксирована в четвертом квартале 2008 года, постепенный рост продаж начался со второго квартала 2009−го. В четвертом квартале прошлого года объем продаж жилья вырос по сравнению с третьим кварталом на 20−30%. Руководитель отдела проектов и аналитических исследований АРИН Зося Захарова отмечает, что в четвертом квартале продажи жилья в сегменте массового спроса увеличились на 15%, а в сегменте элиты — на 42%: «В элитном секторе это произошло за счет активно снижающегося предложения (новые проекты не появлялись), а также в связи с тем, что почти половина реализуемых элитных квартир предлагалась в домах, находящихся на завершающей стадии готовности или уже сданных». В то же время продажи жилья
По словам Николая Пашкова, «осень 2009 года и начало зимы прошли у девелоперов достаточно активно: увеличилось количество обращений, некоторые компании начали даже либо снимать ликвидные варианты с продаж, либо поднимать цены по некоторым объектам». Но, уточняет он, учитывая обозначившуюся глубину падения рынка, «рано нагнетать оптимизм»: «2010 год будет вялым. Хорошо, если осенью мы увидим заметное оживление на рынке, если же оно случится весной, то это будет чудом. Если осенью не произойдет ощутимого подъема, то не все девелоперы перенесут реально начинающуюся сейчас гонку на выживание — у кого нервы крепче, ресурсов больше, политика грамотнее
Попасть в спрос
Ведущие петербургские девелоперы утверждают, что по крайней мере с осени 2009 года удалось восстановить докризисный уровень продаж. Эффективным инструментом стимулирования спроса оказывалось, в частности, предложение гибкой системы платежей и рассрочек. Важнейшее конкурентное преимущество крупных застройщиков, располагающих большим объемом квартир в объектах высокой степени готовности, — возможность соответствовать специфике кризисного потребительского спроса.
«В начале 2009 года все застройщики в той или иной степени испытали спад покупательской активности, но уже весной наметилось оживление, а в начале осени мы вышли на докризисный уровень продаж, — вспоминает директор по продажам компании „Строительный трест“ Сергей Степанов. — Мы предложили наиболее привлекательный для клиентов вариант — квартиры
В кризисных условиях, замечает Степанов, застройщикам приходится
«Спрос стал расти с августа, и эта тенденция продолжилась в последующие месяцы, а пик спроса наблюдался в декабре, во время действия традиционных рождественских скидок, — отмечают представители холдинга „
Влияние кризиса на сегмент элитного жилья имело, по наблюдениям Николая Пашкова, определенную специфику: «В классе элиты меньше мотивов давать ценовые дисконты, чем на рынке массового жилья. Маржа в элитном сегменте выше, и именно с маржи, а не с оборота, работает девелопер. Сказывается и то, что некоторые компании, для которых девелопмент — непрофильный бизнес, зачастую реализуют проекты за счет собственных средств. И, как правило, застройщики старались удержать цены, несмотря на падение объемов продаж».
«2009 год почти не отличался от остальных в плане увеличения или уменьшения покупательской активности. Присутствовали традиционные ежегодные всплески и падения спроса. Новой тенденцией можно считать ожидание потенциальных покупателей большой скидки от застройщика на приобретаемую недвижимость (до 50%). Большинство строителей не опускали цены на протяжении всего года — это связано с ограниченным предложением объектов элитной недвижимости и спецификой ценообразования застройщиков. Это же касается и нашей компании: цены изменились совсем незначительно, и маркетинговые акции при продажах почти не использовались. Единственное, что мы сделали, — это специальное новогоднее предложение по пентхаусам на Крестовском острове», — рассказывает менеджер проектов компании «СтройИнвест» Владислав Вирин.
Начавшийся с весны 2009 года рост продаж элитного жилья, как подчеркивает Георгий Богачев, происходил уже в полной мере по правилам «рынка покупателя»: «Наши клиенты стали гораздо более разборчивы, бережливы, придирчивы и недоверчивы, у многих изменились финансовые возможности, увеличилось время экспозиции квартиры». Произошла и некоторая корректировка потребительского спроса и поведения.
Что же касается ценовой политики корпорации «Возрождение
В сегменте загородной недвижимости, рассказывает генеральный директор компании «ПетроСтиль» Максим Берг, наибольшим спросом пользуются участки с инженерной подготовкой под индивидуальную застройку. «Когда покупатель ищет загородный дом, то он крайне требователен к качеству инфраструктуры, материалов, культуре строительства, расположению и окружению объекта недвижимости, — говорит Берг. — Мы не ожидаем в 2010 году
Компании, активно продолжающие реализацию проектов, в 2009 году вносили в параметры объектов коррективы, учитывающие изменение характеристик спроса. Так,
Предложение на вырост?
В течение всего 2009 года интрига развития событий на рынке жилья подогревалась вопросами об изменении объема предложения — о темпах его «вымывания» и восполнения и, соответственно, о вероятности дефицита. Ввод по итогам года 2,6 млн кв. м жилья (из которых, впрочем, 640 тыс. кв. м построены за счет бюджета) оказался приятной неожиданностью. Даже сами чиновники Смольного длительное время говорили, что ожидают сдачи 2−2,3 млн кв. м жилья, а многие эксперты ориентировались примерно на 1,5 млн кв. м. На фоне рекордного показателя 2008 года (3,2 млн кв. м) результат прошлого года выглядит эффектно (фактически рынок вернулся на уровень 2007−го).
Вопреки пессимистичным прогнозам и даже попыткам некоторых участников рынка, по сути, спровоцировать у потребителей панические настроения (мол, приближается дефицит и неизбежный скачок цен), запас предложения оказался весьма значительным. К началу 2010 года, по оценкам ПН, суммарная площадь непроданных квартир в строящихся и построенных объектах достигала 3 млн кв. м (из них 2 млн — жилье
Примечательно, что в четвертом квартале 2009 года зафиксировано увеличение вывода на рынок (то есть в продажу) строящегося жилья. Это связано с оживлением девелоперской активности и запуском ряда проектов в сегментах эконом-, комфорт- и
Очевидно, что темпы вывода на рынок новых объектов отстают от динамики спроса — иными словами, предложение восполняется медленнее, чем раскупается жилье (даже с учетом сократившегося спроса). Но отнюдь не все эксперты считают, что это предопределяет появление в скором будущем дефицита. «Объем ликвидных объектов на первичном рынке начал действительно сокращаться, но нельзя сказать, что очень значительно, — остается достаточно большой „навес“ предложения, — подчеркивает Николай Пашков. — В пики ажиотажного спроса (лето 2006 года, конец 2007−го) оставалось свободно 1,5−2 млн кв. м жилья, а сейчас — почти в два раза больше. Между тем спрос упал по сравнению с пиковыми периодами примерно втрое. Поэтому сегодня я не стал бы говорить, что у нас обязательно будет дефицит».
На рынке много проектов в полуготовом, замороженном состоянии, и в случае восстановления спроса они могут быть запущены в активную работу. В принципе, допускает Пашков, «девелоперы могут искусственно придерживать новые объекты, если увидят, что спрос восстанавливается, то есть строить, но продавать квартиры по максимальной цене, когда объект будет уже готов». Однако соблазн такой модели поведения может вступать в противоречие с необходимостью решать текущие проблемы. «Сейчас у многих девелоперов имеется серьезная кредитная нагрузка и они просто не могут не строить: им нужно продавать и возвращать кредиты, — поясняет Пашков. — Это оптимистичное для потребителя обстоятельство — девелоперы, не имея возможности искусственно придерживать объекты, создают потенциал для расширения предложения».
«Предпосылок к возникновению серьезного дефицита жилья нет, — убеждена Зося Захарова. — В 2009 году заявлено большое количество новых проектов. Строительные компании активизировались. В стадии строительства находится около 6 млн кв. м жилья, и в 2010 году мы ожидаем выхода на рынок новых проектов». По данным АРИН, в прошлом году в продажу поступило дополнительно порядка 1 млн кв. м жилья, а в 2010−м прогнозируется увеличение предложения еще на 2,5−2,7 млн кв. м.
Инструменты оживления
Одним из определяющих факторов развития ситуации, на взгляд Марка Лернера, может стать запуск механизмов проектного финансирования: «Сейчас очень мало компаний располагают средствами для начала новых проектов, если же есть
Впрочем, с точки зрения стимулирования покупательского спроса, по единодушному мнению экспертов, ключевую роль должно сыграть оживление ипотеки. В 2009 году доля ипотечных сделок снизилась с 20−30% от общего объема продаж типового жилья до 3−5% (в элитном сегменте они традиционно не имели большого значения). «В ближайшие полгода мы ожидаем увеличения этих цифр, — говорит Сергей Степанов. — Ставки по ипотеке стали плавно уменьшаться с сентября 2009 года. Если в пик кризиса условия банков были заградительными (первоначальный взнос от 40% и годовая ставка в размере 25−30%), то сейчас, например, Сбербанк предлагает довольно приемлемые условия — от 13,5% годовых с первоначальным взносом от 15%. Поэтому покупатели начинают проявлять осторожный интерес к ипотеке. Для возврата к прежним объемам ипотечного кредитования необходимо в первую очередь сломить психологическое недоверие потребителей. На рынке есть очень привлекательные предложения по готовому жилью, и когда ставки достигнут докризисных 11% (предпосылки к этому есть — в декабре 2009 года ставка рефинансирования снизилась до 8,75%), люди снова увидят в ипотеке реальный механизм решения своего квартирного вопроса».
Но, конечно, главная предпосылка восстановления спроса связана с вопросами о перспективах экономики и уверенности в своих возможностях. Кризис не располагает пока к легким и очевидным ответам на эти вопросы.
Источник — Игорь Архипов, Эксперт Северо-Запад» №6 (452),15 февраля 2010