Новости и публикации
Все объекты компании
Дом сдан
Дешево и рисково
7 Февраля 2011За 2010 год рынок недвижимости несколько стабилизировался после кризиса. Покупатели, в кризис предпочитавшие приобретать новостройки на финальной стадии строительства или уже готовые, вернулись к прежней практике — подросли продажи строящегося жилья на нулевой стадии. По мнению покупателей, риски в этом сегменте уменьшились.
Доверие потенциальных клиентов — ключевой фактор, который влияет на успешность продаж на ранних этапах строительства. При этом, с одной стороны, покупатель должен быть уверен в надежности рынка в целом и не опасаться, что непредсказуемые изменения макроэкономической ситуации через месяц приведут к заморозке строительства. С другой стороны, он должен доверять конкретному застройщику. Банкротство ряда компаний в последние годы, случаи обхода Федерального закона № 214 и нарушения прав дольщиков еще до его принятия нервируют клиентов. Однако все опрошенные нами эксперты сходятся на том, что сегодня любая достаточно известная и стабильная компания может рассчитывать на продажу 10–20% квартир уже на нулевом цикле.
«Начав рекламную кампанию нового проекта „Золотые ключи“ за несколько месяцев до открытия продаж, мы успели собрать более 200 заявок. Это дало возможность уже на нулевом цикле продавать по
Цели и задачи
Объем продаж на начальном этапе зависит не только от покупательского спроса, но также от целей, которые ставит перед собой застройщик,-либо это максимальная прибыль после реализации проекта, либо привлечение оборотных средств на текущую стройку. «Если квартиры выставляются по средним для рынка ценам, то продажи в первые три месяца могут быть в
О другом аспекте выбора застройщиком ценовой политики говорит Елена Шишулина: «Продавец может выставлять жилье по минимальной цене, планируя регулярное повышение стоимости на 5–10%. Или поступить более осмотрительно, сразу завысив цену, чтобы оставить себе пространство для маневра в обе стороны».
Кривая роста
Эксперты сходятся на том, что за время строительства цена квартиры возрастает примерно на четверть. При этом, по мнению главного аналитика Группы компаний «Бюллетень Недвижимости» Сергея Бобашева, до определенного момента цены могут даже опускаться: «Это устоявшийся миф, что на нулевом цикле жилье стоит дешевле. Отчасти он связан с тем, что цены и так постоянно растут. На самом деле все несколько иначе. По моему опыту, вначале застройщик проводит „маркетинг методом тыка“, то есть — цена, как у соседа, + 10%. Потом цена постепенно снижается до уровня, обеспечивающего необходимый объем продаж, который зависит от того, сколько у компании на текущий момент собственных денег. Как правило, минимальная цена приходится на уровень второго этажа. Но все эти тенденции трудно ловить статистически, поскольку существует большой разброс цен внутри дома на разные квартиры. Он может достигать 30%».
Не все участники рынка разделяют это утверждение. Однако в той или иной мере подтверждают необходимость тонкого регулирования цен для увеличения своей прибыли. Так, директор по маркетингу
Генеральный директор компании «Петрополь» Марк Лернер считает, что все девелоперы применяют политику ценового регулирования спроса с целью решения как текущих финансовых задач, так и максимизации прибыли. «При необходимости привлечь средства цены могут быть ниже среднерыночных, а при достижении определенного показателя продаж они могут быть повышены даже до запретительных. Смысл этой меры в том, чтобы довести дом до более высокой степени готовности, снизить цену до уровня рынка и тем самым обеспечить дополнительный интерес покупателей», — поясняет он.
Помимо частных интересов застройщика, важна и общая ситуация на рынке. Елена Шишулина вспоминает: «Мы помним ажиотажный 2006 год, когда застройщики выставляли заградительные цены и действительно придерживали наиболее ликвидные квартиры, чтобы продать их потом по максимальной стоимости. И помним 2009 год, когда покупатель мог рассчитывать практически на самые лучшие квартиры на любой стадии строительства, иначе ничего продать было невозможно». На сегодняшнем относительно устоявшемся рынке таких эскапад, разумеется, ожидать не приходится.
Однако ценообразование
Чья выгода?
Таким образом, реализация жилья на нулевом цикле чревата просчетами для продавца и достаточно рискованна для покупателя. Поэтому, отмечает исполнительный директор компании «НДВ СПб» Ольга Козимянец, на стадии котлована относительно большой массив квартир скупается профессиональными инвесторами, которые хорошо разбираются в рынке и знают, какой объект будет востребован. «Для инвестирования выбираются квартиры у метро, оптимальные по площади. Сейчас, когда рынок начинает снова расти, доля инвесторов, например, на объектах нашей компании составляет в среднем 15% и продолжает увеличиваться», — говорит она.
«Процент, на который вырастет стоимость квадратного метра за весь период строительства, гораздо выше процента, который предлагается по депозитным вкладам (например, в Сбербанке он составляет 5–6% годовых), — отмечает выгоду инвестиций в строящееся жилье начальник отдела продаж ИСК „Отделстрой“ Николай Гражданкин. — Часто такое жилье родители покупают детям. Распространен вариант, когда иногородние приобретают квартиру для своих детей, которые приезжают в другой город учиться. К завершению обучения у них будет своя квартира, и они смогут закрепиться на новом месте».
Резюме
Основная причина, по которой квартиры на нулевом цикле интересуют покупателей, — это низкая цена, а главное условие, при котором клиенты будут готовы на сделку, — гарантия завершения строительства в срок. Дополнительные факторы, привлекающие покупателей, — это возможность более широкого выбора вариантов жилья в начале стройки.
«В среднем доля квартир, которые продаются на ранних стадиях строительства, относительно невелика и не превышает 25–30%. После кризиса многие покупатели все еще не решаются вкладываться в стройку на нулевом цикле. Но и сами застройщики не стремятся продать много и сразу, думая о том, что цена на начальном этапе самая низкая. Зато у людей есть возможность выбрать квартиру с лучшим видом, планировкой, площадью. Как правило, большинство студий и однокомнатных квартир раскупаются именно на начальном этапе. При средней стоимости строящегося жилья 70–80 тыс. руб. за метр цена на начальной стадии может составлять 60–65 тыс.», — резюмирует генеральный директор Центра развития проектов компании «Петербургская Недвижимость» Олег Пашин.
Источник — Николай Конашенок, БН.ру, 07.02.2011